Сообщество руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней


Скоро в школу – пособия для подготовки к школе детей 5–7 лет

Как сделать подготовку к школе действительно эффективной и как применять для этого оптимальные учебные материалы

04.12.24

Есть очень много навыков, которые нуждаются в формировании прежде, чем можно предложить ребёнку освоение школьных предметов. Эти навыки можно развивать систематически — в этом и суть эффективной подготовки к школе.

По своему психофизиологическому развитию дошкольники не только не готовы к демонстрации таких комплексных умений, как читать и писать, но даже сидеть на месте на протяжении урока не в состоянии. Это совсем не значит, что невозможно подготовить детей к освоению чтения и письма и организовать занятия в соответствии с их возможностями концентрации внимания.

Работа с предлагаемыми пособиями позволит сформировать предпосылки учебной деятельности, необходимые будущему первокласснику для успешной адаптации к школьному обучению.

Почему рабочая тетрадь выбрана как формат пособия для подготовки к школе?

Рабочая тетрадь для дошкольников похожа на детские книжки и раскраски, с которыми дети играют. Поэтому рабочая тетрадь для подготовки к школе становится промежуточным звеном между этими знакомыми ребёнку форматами и школьными тетрадями и учебниками. Использование таких пособий — это не подражание школе, а игра, создающая оптимальные условия для развития нужных навыков.

Материалы учитывают возрастное развитие детей. В тетрадях используются яркие и ясные иллюстрации и схемы. Задания требуют действий ребёнка — не только говорить, но и раскрашивать, рисовать, соединять и тому подобное. Это очень важная часть процесса обучения — вовлекать в решение задачи не только мышление, но и движение тела.

При этом все задания в тетрадях для дошкольников созданы не для контроля, а для обучения. Основываясь на жизненном опыте детей и знакомых им образах, они разбивают сложные умения на элементы действий и подводят к их интеграции в комплексное умение. Следующие задания основываются на предыдущих. Более того, темы в разных пособиях перекликаются с учётом того, что можно использовать одновременно несколько тетрадей для регулярных занятий по подготовке к школе.

Обучение в школе основывается на целом комплексе сложных навыков, мыслительных и физических. Например, для изучения математики нужно сформировать пространственно-временные представления и элементарные приёмы логического мышления. Прежде чем осваивать сложение и вычитание, нужно хорошо отличать правое от левого и большее от меньшего. Нужно уметь сравнивать, прежде чем научиться устанавливать закономерности. 

Для развития первичных математических представлений и навыков логического мышления издательство Вако предлагает целый набор рабочих тетрадей для дошкольников.

«Логика и математика. Тетрадь для подготовки к школе детей 5-7 лет» автора Елены Петрушиной использует красочные интересные задания для формирования первичных представлений об объектах окружающего мира. Задания помогают детям осмысливать свойства предметов и их групп, вводят основные логические операции и базовые арифметические действия. Всё это — без изучения цифр. Каждое задания — это маленькая игра для ребёнка, но чтобы решить загадку, нужно освоить определённый мыслительный приём.

Похожие навыки тренирует «Счёт до 10. Тетрадь для подготовки к школе детей 5-7 лет» того же автора. Важное отличие этой тетради в том, что она формирует понятие числа и вводит цифры. Во второй половине тетради дети начинают учиться записывать цифры и простые арифметические задачи — после того, как научились рисовать и чертить простые фигуры по образцу. Именно так, через рисование по клеточкам и линиям, ребёнок подходит к обучению письму и, кстати, учится использовать прописи — эти умения пригодятся в первом классе.

Ещё основательнее подготовкой к навыку письма занимается пособие «Прописи по математике: тетрадь для подготовки к школе детей 5-7 лет» коллектива авторов О. Жиренко, Т. Лукиной и М. Мурзиной. Эта тетрадь сначала даёт много графических упражнений, постепенно подводя к написанию цифр. Она вводит простые математические понятия и геометрические представления. Дети учатся пользоваться математическими терминами и выражениями, описывать признаки и свойства предметов, считать количественным и порядковым счётом, понимать смысл арифметических действий и решать примеры.

Речь — основополагающее комплексное умение, развитие которого необходимо и для участия в процессе обучения, и для понимания его содержания. В старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает активно овладевать монологической связной речью. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, где используются все компоненты речевой системы: лексику, грамматику, синтаксические средства. Этому предшествует обучение словообразованию и словоизменению, работа над предложно-падежными конструкциями, предложением. Все эти навыки поступательно тренирует пособие «Развитие речи. Тетрадь для подготовки к школе детей 5-7 лет» Елены Петрушиной.

Эта тетрадь даёт понятие о значении слов и их разных формах, учит образованию слов и созданию из них предложений и текстов, учит выражать мысли и чувства с помощью речи, создавая представление о её разных интонациях и стилях. Как обычно, начиная с простых навыков, дети совершенствуют их и осваивают более продвинутые — учатся повторять и изменять прежде, чем сочинять. Пособие знакомит с буквами и звуками.

«Азбука для дошкольников. Тетрадь для подготовки к школе детей 5-7 лет» О. Жиренко, Т. Лукиной и М. Мурзиной знакомит детей с буквами и алфавитом русского языка. Тетрадь вводит понятия слова и предложения. Много работы посвящается осмыслению звуков. Дети понимают разницу между гласными и согласными, мягкими и твёрдыми звуками. Задания мотивируют детей говорить на разные темы и разъясняют структуру предложений и слов.

Первые темы тетради «Азбука для дошкольников» знакомят детей с понятиями речь, слово, предложение, звуки речи. Затем будущие первоклассники последовательно освоят звуки и буквы, которыми они обозначаются на письме, при этом становится возможным чтение слогов, слов, фраз и, наконец, коротких текстов. Первое задание каждой темы посвящено работе над чёткостью дикции и звукопроизношения.

Последующие — работе над развитием речи, внимания, памяти, мышления. Для формирования навыка чтения слогов слияния (сочетания букв согласного и гласного звуков) слова разделены так, чтобы ребёнок мог успешно распознавать эти слоги в составе слова. Когда он станет воспринимать слово не как последовательность отдельных букв, а как последовательность букв и слогов слияния, то начнёт читать.

Упражнения, предлагаемые в тетради, «Экран» — тренажёр чтения слогов и буквосочетаний и красочные иллюстрации способствуют развитию интереса детей к чтению. Чтобы обучение чтению и письму шло одновременно, рекомендуется использовать в организации занятий прописи к «Азбуке для дошкольников». Упражнения, предлагаемые в прописях, способствуют развитию мелкой моторики пальцев и зрительно-моторной координации, а также зрительного восприятия, произвольного внимания, мышления и воображения. Большое внимание уделено выполнению графических упражнений и раскрашиванию. В то же время в тетради много заданий на развитие логического мышления, памяти и внимания, что в дальнейшем поможет ребёнку легко и успешно осваивать не только письмо, но и остальные школьные предметы, требующие способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

В начале работы с тетрадью дети знакомятся с элементами букв, затем приступают к изучению написания букв. При этом изучаемые буквы расположены по принципу общих элементов, что позволяет преподнести материал в системе логической завершённости. Лучшему усвоению написания букв способствуют упражнения: например, определить, из каких и скольких элементов состоит буква, в каком направлении пишутся элементы букв. Включая ребёнка в игру, можно объяснить, что каждая буква живёт в своём домике-клеточке, он ставит точки в уголках клеточек простым карандашом, потом аккуратно по клеточкам дописывает строку, повторяя образец.

Упражнения располагаются по степени возрастания сложности, поэтому необходимо выполнять их последовательно. В приложении даны отгадки и ответы к ребусам.

Писать, не утомляясь, дошкольник может не дольше пяти минут, а время всего занятия не должно превышать получаса. Для отдыха детям предлагается физкультминутка или пальчиковая игра из приложения.

«Развивающий букварь для дошкольников. Тетрадь для подготовки к школе детей 5-7 лет» автора Ларисы Мовчан не только знакомит с буквами и алфавитом с помощью красочных заданий. Пособие показывает место буквы в слове и вводит понятие слога — важнейших шагов на пути к чтению. Выполняя упражнения этой тетради, ребёнок работает руками — раскрашивает, рисует. А ещё учится писать печатные буквы — навык, который часто становится предметом гордости дошкольника и излюбленным развлечением.

«Букварь» может использоваться, как для индивидуальной работы родителей с ребёнком, так и на занятиях в детском саду или на подготовительных курсах. Внимание дошкольника ещё кратковременно и неустойчиво, поэтому вначале упражнения невелики по объёму. Для лучшего запоминания букв и развития интереса к занятиям использованы разнообразные виды заданий: детям предлагается раскрасить или заштриховать букву, написать буквы и слова в клеточках, вставить пропущенные буквы, соединить линией слово и рисунок и т. п. Занятия должны быть регулярными (желательно ежедневными) и недолгими (10—15 минут). Не надо заставлять ребёнка читать сразу целыми словами. В этом случае он сначала проговаривает слово про себя, а потом ещё раз вслух. При таком двойном прочтении каждого слова в предложении теряется смысл, и ребёнок не понимает, что читает. Чтение должно быть плавным, послоговым.

Хорошо, если занятия по «Букварю» будут сочетаться с игровыми. Можно складывать буквы из макарон, фасоли, плести из травинок во время прогулки, находить знакомые буквы на вывесках. Изучая мягкий знак, можно вырезать его из бархатной бумаги и обвести пальчиком, чтобы показать, что и буквы перед ним надо называть так же мягко, а твёрдый знак сделать из наждачной бумаги, затем предложить сравнить эти буквы. Чем больше ребёнок работает руками, тем он легче находит выход из сложившейся ситуации.

В практическом пособии «Поэтапная постановка звука [Р]» авторской группой специалистов представлен полный комплекс занятий для коррекции звука [р].

1. Подготовительный этап. Артикуляционная гимнастика.

2. Постановка звука.

3. Автоматизация звука в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

4. Закрепление звука в самостоятельной речи.

Артикуляционная гимнастика превращается в весёлые приключения, в которые попадают герои. Различные интересные игры помогают детям тренировать проблемный звук в слогах, словосочетаниях, предложениях, рассказах.

Универсальность пособия заключается в том, что нет необходимости каждый раз перечитывать сюжет. Ребёнок сможет быстро запомнить последовательность приключений героев и легко ориентироваться по красочным картинкам.

Задания в пособии подобраны по определённой системе, поэтому необходимо выполнять их последовательно. К тому же они построены таким образом, что у ребёнка помимо автоматизации звуков будет расширяться и словарный запас. Малыш научится грамматически правильно строить предложения, составлять и пересказывать тексты.

Выработка правильного произношения звука зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Поставить звук можно уже на первых занятиях (если была проведена подготовительная работа), а этап автоматизации может занять достаточно продолжительное время.

Можно также поиграть с ребёнком в логопедические игры с использованием кубика, фишек и карточек с текстами на обратной стороне. Весь разрезной материал есть в пособии.

С помощью тренажёра «Письмо» ребёнок научится уверенно писать печатные буквы русского алфавита. Это пособие можно использовать как самостоятельно, так и в комплекте с тренажёром «Чтение», который поможет правильно научить дошкольника читать. Последовательность изучения и начертания букв в них одинакова. К тому же соблюдён важный нюанс, который нужно учитывать при выборе дошкольных пособий: все буквы похожи на те, которые дошкольник в дальнейшем увидит в букваре и школьных учебниках.

Структура заданий каждой темы тренажёра по письму единообразна, поэтому ребёнок быстро их освоит, а помощь взрослого будет требоваться всё меньше. Так, странички для письма букв начинаются с задания на знакомство с их графическим образом. Указана точка начала письма (голубая) и направляющие линии.

Задание на рисование ритмически организованных орнаментов и линий готовит руку к письму и развивает внимание, мышление и волевые качества ребёнка. Пусть ребёнок повторит написание элементов по пунктирным линиям и продолжит узор до конца строки, сохраняя его закономерность.

После того как ребёнок обведёт буквы по пунктирным линиям и напишет их самостоятельно до конца строки, он может выбрать на каждой строчке самую ровную, самую аккуратную и правильную буковку, максимально похожую на образец, и обвести её цветным карандашом.

Последнее задание на странице может выполняться вариативно, с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. Можно не просто повторить изображение по клеткам и раскрасить, но и изменить его положение. Например, расположить так, чтобы улитки ползли навстречу друг другу, а корабли плыли в разные стороны и т. п. Это помогает в развитии зрительного внимания и зрительно-моторной координации, необходимых для освоения сложных абстрактных символов — букв и в целом успешного старта школьного обучения.

Зарядиться энергией для основного задания — печатания заглавной и строчной буквы — поможет пальчиковый игротренинг, который очень эффективен в предшкольном возрасте (рубрика «Весёлая переменка»).

Овладение навыком чтения — важный шаг в развитии ребёнка. Структура каждой темы тренажёра по чтению схожа: ребёнок знакомится со звуком речи и буквой, которой этот звук обозначается, находит звук в словах, читает слоги, слова и предложения. Порядок изучения букв таков, чтобы сначала освоить чтение слогов с гласными, указывающими на твёрдость впередистоящего согласного (а, о, у, ы, э), а затем — на его мягкость (и, е, ё, ю, я), так как большинство согласных произносятся и твёрдо, и мягко.

Сложность обучения чтению состоит в том, что букв в алфавите меньше, чем звуков. Пары твёрдых и мягких согласных обозначаются одной и той же буквой. Слова мышка и мишка начинаются с разных звуков — твёрдого [м] и мягкого [м’], но обозначаются одной и той же буквой. Как эту букву прочесть, подскажет следующая гласная буква. Для формирования навыков чтения слогов слияний (сочетания согласных и гласных) слова разделены так, чтобы ребёнок мог успешно распознавать в них эти слоги.

Итоговым повторением станет праздник Алфавита, для которого ребёнок самостоятельно составит на каждую изученную букву список гостей (напомните, что имена нужно писать с заглавной буквы), список желаемых подарков и угощений. Ведь когда ребёнок начинает самостоятельно читать и писать, наступает новый этап в его развитии, открывающий в жизни большие возможности. И это грандиозное событие непременно нужно отпраздновать.

Дети очень любопытны по своей природе, и по мере взросления их любопытство только растёт. Они всё больше видят вокруг себя и больше хотят знать. Однако ни интернет, ни телевидение не могут заменить красочно иллюстрированную книгу. Издания серии «Мои первые вопросы и ответы» содержат прекрасные рисунки и познавательную информацию, представленную в форме вопросов и ответов. Это поможет ребёнку получить новые знания, а родителям – интересно и с пользой провести время с детьми.

Наиболее  полный перечень всех учебных пособий издательства ВАКО можно увидеть в интерактивном каталоге.

<

Новое видео в базе знаний

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@edu-m.ru

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Профессиональные сообщества"

 

Рекламодателям
Договор оферты